Сайт учителя музыки
Гребеньщиковой Надежды Валерьевны

МОБУ "Восточненская СОШ" Тындинского района

Меню:


  • Добро пожаловать!

  • Эссе

  • Рабочие программы

  • Выступления

  • Доклады

  • Разработки уроков

  • Разработки внеурочной деятельности

  • Разработки праздничных сценариев

  • Развлечения в детском саду

  • Родителям

  • Детские достижения

  • Мои достижения

  • Свидетельства, сертификаты

  • Эссе
    участника районного этапа конкурса
    «Учитель года – 2019» Тындинского района

    «Учить и учиться»

    «В самом характере педагогического творчества
    учителя музыки есть своя особенность.
    Она заключается в потребности отдавать другим то,
    что узнал сам»

    Ю.Б. Алиев

    Я никогда не мечтала быть учителем, ещё обучаясь в школе, я планировала стать музыкантом. Поэтому и поступила на дирижёрско–хоровое отделение Курганского музыкального училища (ныне Курганский областной музыкальный колледж имени Д.Д. Шостаковича). Но судьба распорядилась так, что вот уже больше тридцати лет я работаю не в музыкальной, а в общеобразовательной школе учителем музыки. И все эти тридцать с лишним лет я постоянно учусь. До появления Интернета источником новой информации были книги и методические журналы. Мною собрана большая методическая и нотная библиотека. Сейчас большим подспорьем является Интернет, хотя на один и тот же вопрос Сеть, порой, выдаёт весьма противоречивую информацию. Зачастую, не так просто найти нужные для практической работы аудио- и видеофайлы. Помимо школьной программы учителю приходится быть в курсе того, чем увлекаются современные дети и подростки, какую музыку слушают, каких исполнителей предпочитают. Иногда дети предлагают разучить какую-то песню и, если художественный уровень произведения позволяет это сделать, я всегда иду навстречу своим ученикам.

    В каждой профессии есть свои «секреты». У учителя-музыканта таких секретов множество. Увлеченность своим делом, музыкой, любовь к детям, стремление дать своим ученикам самое лучшее, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармоничной личностью – вот что волнует настоящего педагога-музыканта. В моей профессии важна тесная взаимосвязь составляющих, формирующих понятие «учитель» и понятие «музыкант». Учитель-музыкант ведёт учебно-воспитательную работу, помогает становлению убеждений, потребностей, вкусов, взглядов своих учеников на искусство, творчество и, в целом, жизнь. В процессе прослушивания музыкального произведения, просмотра театральной постановки, во время чтения художественной литературы в каждом педагоге происходит процесс духовного накопления. Идет непрерывная работа музыкальной памяти, внимания, воли, для того, чтобы внести в урок что-то новое, актуальное, интересное. Всегда изобретать, совершенствоваться, творчески расти – вот главная цель учителя-музыканта. И реализуется эта цель, прежде всего, в создании урока.

    Очень много общего в труде учителя и актёра. И тот, и другой работают для людей, обращаясь к их душам и умам. И учитель, и актёр имеют общую задачу: посредством художественного творчества затронуть чувства других людей, побудить человека творчески мыслить. Работа того и другого- творчество, искусство. При этом, сравнение этих профессий выявляет тот факт, что труд учителя музыки тяжелее труда актера. Актер выполняет лишь свою роль. Учитель же сам себе автор, сам себе режиссёр и сам себе актёр, он выполняет тройную работу, по сравнению с актёром. Разница так же в том, что актер играет в день один спектакль, учитель же дает за один рабочий день несколько «театральных постановок». И проводятся они с разными по возрастами учащимися, разными по уровню подготовки и способностей. Проблемы духовного становления восьмиклассников, приобщение к высочайшим достижениям музыкальной культуры сочетаются в работе учителя музыки с обучением первоклассников азам пения, нотной грамоты, слушания музыки. Более того, к каждому классу нужен свой подход, ведь у каждого классного коллектива сложились свои интересы предпочтения. В одном классе любят петь и не очень любят слушать и рассуждать о прослушанном музыкальном произведении. Другой класс отличается предпочтением пассивного музицирования, с удовольствием слушают музыку, а петь стесняются. Ко всем вышеперечисленным видам деятельности педагога-музыканта добавляется ещё внеклассная работа – внеурочная деятельность, помощь в организации музыкальных праздников.

    Прежде чем ваять, скульптор тщательно разминает глину. Певец перед выступлением распевается, музыкант-инструменталист разыгрывается. Определённый эмоциональный настрой необходим и учителю музыки перед уроком. Перед началом урока педагогу нужно отключиться от всех посторонних проблем, создать вокруг себя как бы духовный вакуум, привести в порядок нервы, внушить себе хорошее настроение.

    Учителю музыки необходимо знать разные приемы сохранения хорошего самочувствия. Возможно это взгляд на заинтересованного ученика, ожидание от учащихся творческой, плодотворной работы на уроке, предвкушение интересного раздела урока, любимого музыкального произведения, интересной темы занятия.

    Как и в театре, так и в музыкальной педагогике важно понятие «сверхзадача» урока. Базируясь на ней, можно заметно улучшить свое настроение, вести занятие спокойно, имея перед собой прекрасную конечную цель музыкальной работы с учениками. Та сверхзадача, которую учитель ставит себе, готовясь к уроку, даёт возможность сохранять душевную силу.

    Понятие «сверхзадача» по праву введено в педагогическую публицистику. Да и как иначе, ведь учитель музыки приходит в класс не для того, чтобы «выложиться» во имя усвоения, например, певческой позиции или чистоты интонирования. Напротив, цель одного и даже цикла уроков – маленькое звено в долгой цепи длительного процесса приобщения обучающихся к музыкальному искусству. И обучать, поэтому стоит не только грамотному и выразительному пению, но и тому, чтобы с помощью музицирования выражать собственные чувства и мысли. Это и есть сверхзадача любого урока музыки.

    Для создания полноценных уроков музыки крайне важно такое психологическое качество, как учительская зоркость, которая сродни зоркости актерского взаимодействия. Это очень важно, что бы учитель музыки сумел увидеть всех и каждого, но как бы изнутри; тогда ему станут понятны чувства и мысли каждого ученика, а это необходимо для создания творческой атмосферы на уроке музыки, когда учитель и ученики взаимно помогают друг другу узнать новое.